Уровень поступления налоговых платежей и прогноз их увеличения на 2021 год, работу органов местного самоуправления по расширению налоговой базы, результаты деятельности Управления Федеральной налоговой службы по республике по сбору налогов во внебюджетном секторе за первый квартал 2021 года, борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка – эти и другие вопросы, связанные с пополнением республиканского бюджета в целях снижения его дотационной составляющей, обсудили на совещании в Магасе под председательством Главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова.
«Ситуация в сфере финансов у нас была не самая лучшая. Нам удалось добиться здесь перелома. В результате целенаправленной работы в 2020 году мы не только не допустили увеличения объема долговых обязательств, но и сократили его с 11,8 млрд рублей (по состоянию на 1 июля 2019 г.) до 7,4 млрд рублей (по состоянию на 1 января 2021 г.), т.е. за полтора года он уменьшился на 4,4 млрд рублей», – заметил Глава республики, открывая совещание.
При этом он подчеркнул необходимость в максимальной степени наращивать доходную часть бюджета. В данном вопросе он выделил в качестве тормозящего прогресс фактора отсутствие должного контроля со стороны государственных органов за полнотой уплаты налогов строительными компаниями, АЗС, крупными торговыми предприятиями, продовольственными рынками.
Данные по исполнению в полном объеме запланированных показателей доходной части бюджета в своем докладе озвучил заместитель министра финансов региона Магомет Костоев.
По его информации, к 1 апреля 2021 г. в консолидированный бюджет субъекта поступил 1 394, 1 млн рублей. По сравнению с первым кварталом предыдущего года рост составил 308, 1 млн рублей или 28,4%, в том числе по налоговым доходам – 89,0 млн рублей и неналоговым доходам – 219 млн рублей (за счет поступлений от продажи швейной фабрики). В структуре налоговых доходов большую часть занимают поступления налога на доходы физических лиц – 52,4%, доходы от уплаты акцизов – 16,1%, налог на имущество организаций – 11,6%.
Между тем, по результатам работы Управления Федеральной налоговой службы по Ингушетии за первые три месяца текущего года налоговыми органами мобилизовано в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов в сумме 2339,6 млн рублей (без акцизных сборов). Из них в федеральный бюджет за январь–март поступило 298,4 млн рублей, что на 81,1 млн рублей или на 37,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в республиканский бюджет – 933,2 млн рублей, что на 84,8 млн рублей или на 10% больше, чем за те же месяцы 2020 года.
Поступления в территориальный бюджет вместе с доходами от уплаты акцизов на нефтепродукты на 1 апреля 2021 г. составили 1107,4, что на 9% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Что касается задолженности по налоговым платежам в консолидированный федеральный бюджет, стоит отметить, что на 1 января 2021 г. она составляла 4 021 млн рублей, что на 932,8 млн рублей меньше, чем по состоянию на начало 2020 года. Сокращение на 18,8% обеспечило перевыполнение в 6,2 раза показателя снижения, установленного коллегией ФНС России. Таким образом, Ингушетия – на первом месте в СКФО по снижению совокупной задолженности – процент снижения задолженности больше, чем средний по СКФО на 16,2% , при том, что в целом по РФ фиксируется рост задолженности на 4,9%.
Оценку системы налоговых сборов и предложения по повышению доходной части республиканского бюджета представил первый вице-премьер Ингушетии Олег Фурсов. Были отмечены позитивные изменения и недостатки, в направлении которых необходимо усилить работу, определены участки налогового потенциала региона.
Так, зампред сообщил, что, по поручению Главы республики, Правительством инициирована работа с участием всех федеральных структур – администраторов бюджета по вопросу собираемости налогов, поступающих в бюджет. Зампред подчеркнул, что, благодаря скоординированной работе заинтересованных структур, удалось к концу года превысить плановые показатели по сбору ряда налогов: транспортного на 111%, НДПИ – на 291,8%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, – на 107,0%, административных платежей и сборов – на 240,1% , по упрощенной системе налогообложения (УСН) – на 105,2%.
Кроме того, в разрезе муниципалитетов также произошел рост по различным видам налоговых и неналоговых платежей: в соответствии с поручением Главы региона в январе было проведено совещание с руководителями муниципалитетов и их финансовыми отделами, в процессе которого были найдены дополнительные внутренние резервы от 7,6 млн рублей в Джейрахском районе до 36,7 млн рублей в Назрани – всего 181 млн рублей.
Также стоит упомянуть недоимку по штрафам, начисленным федеральными органами за 2018-2019 гг., которая была погашена в объеме 304,7 млн рублей (98%) из 310,9 млн руб.
«Примером слаженной и успешной работы может служить также кампания по инвентаризации АЗС и АГНЗС в рамках увеличения поступлений в дорожный фонд, проведенная по поручению Главы республики. В результате которой количество заправочных станций на налоговом учете последовательно увеличивалось: с 63 – в сентябре до 124 – в декабре, а в феврале 2021 г. – уже до 138 при общем числе выявленных 186 единицах. Завершение этой работы позволит довести уровень налоговых отчислений от деятельности АЗС и АГНЗС с 118,3 млн рублей в 2019 году до 180 ориентировочно в 2021 году», – сообщил Олег Фурсов.
Вместе с тем, в числе отрицательных явлений – увеличение недоимки, подлежащей взысканию УФССП по линии мировых судей: из 447,163 млн рублей, направленных мировыми судьями в УФССП с 2018 по 2020 гг., взыскано последними 17,487 млн рублей (4%). При этом процент взыскиваемости каждый год падает.
В сфере торговли также существуют нарушения. Девять крупнейших торговых центров заплатили в бюджет республики 12,9 млн рублей. При существующей проходимости, по мнению Олега Фурсова, цифра выглядит явно заниженной, – и это лишь единичный пример в этом виде предпринимательской деятельности. Всего, по данным регионального министерства промышленности и цифрового развития, в республике действуют 68 крупных торговых и 8 региональных сетевых предприятий.
Также зампред назвал важным фактором пополнения бюджета поддержку и развитие промышленных предприятий. Их ритмичная работа, по его словам, зависит только от бесперебойности поставок энерго- и иных ресурсов.
«По итогам 2020 года резиденты промплощадок заплатили только налог на прибыль в размере 33,2 млн рублей, не считая земельного налога и отчислений в фонды и НДФЛ. С вводом в эксплуатацию 5 инвестпроектов к концу года только НДФЛ дополнительно может составить 43,9 млн рублей, а в 2022 году – уже 87,8 млн рублей, ежегодные отчисления налога на прибыль вырастут за 5 лет до 1,29 млрд рублей, за 10 лет – до 3,229 млрд рублей. И это вполне реальные цифры», – подчеркнул он.
К тому же, одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие, остается теневая занятость. По оценкам Росстата, доля занятых в неформальной экономике составляет около половины работающего населения, а для Ингушетии показатель равен 76,14 тыс. человек. По данным Росстата, в 2019 году 37,2% доходов населения СКФО приходится на «другие источники» (теневые доходы) при среднем значении по РФ – 12,4%.
Руководитель субъекта подчеркнул, что упомянутая им выше работа по снижению долговых обязательств региона является лишь первым этапом в борьбе с его финансовой несамостоятельностью, в дальнейшем власти региона намерены сделать упор на устранение понятия теневой экономики, вывести фискальную систему на основательно новый уровень в целях обеспечения поступления необходимых на нужды Ингушетии средств.
«Налоги – это вклад каждого предпринимателя в становление республики. Бизнесмены и руководители организаций – все, кто не платит за аренду земель, налоги и штрафы, по сути, лишают бюджет поступлений и буквально обкрадывают население. Сколько проблем социально незащищенных слоев граждан можно было бы избежать при наличии профицита?» – заключил Махмуд-Али Калиматов.
Пресс-служба Главы и Правительства РИ